Служба школьной Медиации
Ни один день школьной жизни не обходится без конфликтов – слишком много детей и взрослых взаимодействует здесь. Конфликты могут быть самыми разными: от легких ссор на несколько минут до серьезных проблем типа буллинга продолжительностью не один месяц. Иногда для решения спора без третьей стороны не обойтись. Речь идет о медиации. Создание в школе собственной службы примирения – очень серьезный вопрос, который не терпит формального к себе отношения. Любой перекос или несоблюдение нюансов способны полностью исказить дух и букву самой идеи о медиации.
Зачастую для решения самых сложных вопросов, разобраться с которыми двум лицам самостоятельно никак невозможно, приглашается третья сторона. Это классический случай из судебной практики: выслушав по очереди каждого из участников конфликта, судья выносит свое решение, которое, даже если и является абсолютно беспристрастным, вряд ли кажется всем сторонам справедливым (а иначе откуда бы взялось столько апелляций?). Это порождает новый виток проблем.
И вот тут-то на помощь приходит третья сторона, нейтральное лицо – медиатор (от лат. mediatio – посредничество).
Но медиация – это не третейский суд. Главное отличие в том, что медиатор ни в коем случае не считает себя выше спорящих, не навязывает им свое мнение, не подталкивает ни к какому решению. Он как будто бы модерирует беседу, то есть просто держит конфликтующие стороны в определенных границах, не позволяя им оскорблять друг друга, переходить на личности, уходить в сторону от обсуждения спорного вопроса или ущемлять интересы кого-либо из участников. Обидчик обязательно должен компенсировать нанесенный им ущерб. Суть процесса медиации в том, что спорщики сами должны прийти к оптимальному решению, которое в равной степени устроит обе стороны, которое будет понятно всем участникам, а договоренности будут ими неукоснительно соблюдаться. И в этом не будет никакого внутреннего конфликта, потому что решение спорщики выработали сами, они понимают его от и до, согласны с его сутью. Поэтому часто службу медиации в школе называют службой примирения.
Цель медиации заключается в поиске выхода из ситуации, а не в поиске виноватых. И в этом, пожалуй, и состоит ее главное отличие от арбитража, традиционного судебного разбирательства.
Министерство образования, науки и молодежной политики Нижегородской области (далее – Министерство) информирует о начале работы горячей линии по вопросам урегулирования конфликтов в школе, медиации и примирения в образовательных организациях (далее – горячая линия). Горячая линия организована на базе федерального государственного бюджетного учреждения «Центр защиты прав и интересов детей» (далее – Центр) в целях оказания помощи в урегулировании споров, разногласий и конфликтных ситуаций в образовательных организациях
Консультацию по вопросам, связанным с разногласиями и спорами в образовательных организациях, на основе использования медиативного и Руководителям органов, осуществляющих управление в сфере образования муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов Нижегородской области О горячей линии по медиации и примирению восстановительного подходов можно получить в рабочие дни с 9.00 до 18.00 (по московскому времени) по телефону: 8-800-222-34-17. Горячая линия также включает возможность получения онлайн-консультации через форму обращения на специализированной странице официального сайта Центра: https://fcprc.ru.